Тепловозы
Тепловоз ТГМ4
История
Первый опытный образец тепловоза ТГМ4А был изготовлен в 1971 г., тепловоза ТГМ4 — в 1973 г. Серийное изготовление этих тепловозов началось в 1974 г., продолжалось весь период 1976—1985 гг. и после него. Основным отличием тепловозов ТГМ4А от тепловозов ТГМ4 является уменьшенный сцепной вес.
Кузов и тележки тепловоза ТГМ4 выполнены по типу кузова и тележек тепловозов ТГМЗ последних выпусков с сохранением всех основных размеров, в том числе и диаметра колес.
На тепловозах установлен быстроходный четырехтактный шестицилиндровый дизель 211Д-1 (6ЧН 21/21), имеющий наддув и непосредственный впрыск топлива. Диаметр цилиндров и ход поршня 210 мм. Номинальная мощность 750 л.с. при частоте вращения вала 1400 об/мин (такие же параметры, как у дизеля М753Б тепловозов ТГМЗ). Расход топлива при номинальной мощности 160 г/(э.л.с- ч). Масса дизеля 4550 кг.
Сохранены примененные на тепловозах ТГМЗ гидропередача УГП-750-2Т, компрессор ВП3-4/9 генератор ВГТ-275/120 для питания цепей управления и заряда аккумуляторной батареи, аккумуляторная батарея 6СТЭН-140М и стартер ЭС1.
Генератор ВГТ-275/120 вместе с возбудителем В-600, используемым в качестве генератора для питания электродвигателей вентиляторов холодильника, образуют двухмашинный агрегат А-706Б. Этот агрегат применяется также на тепловозах 2ТЭ10Л.
Тепловоз ТГМ4 имеет массу в рабочем состоянии 80 т. Он развивает на маневровом режиме при скорости 5 км/ч длительную силу тяги 226 кН (23 000 кгс), на поездном режиме при скорости 15 км/ч — 88 кН (9000 кгс). Конструкционная скорость тепловоза на маневровом режиме 27 км/ч, на поездном — 55 км/ч; минимальный радиус проходимых кривых 40 м. Запас топлива на тепловозе 2870 кг, воды в системе охлаждения дизеля 380 кг, масла дизеля 255 кг, масла гидропередачи 245 кг, песка 900 кг. Масса балласта 15 т.
Масса тепловоза ТГМ4А в рабочем состоянии 68 т за счет уменьшения массы балласта. На маневровом режиме при скорости 5 км/ч тепловоз развивает длительную силу тяги 194 кН (19 800 кгс).
Тепловозы ТГМ4 предназначены для маневровых работ и технологических работ на железных дорогах разного рода предприятий. Оборудование тепловозов смонтировано на сварной раме, которая передает нагрузку на рельсы через двухосные тележки, все оси которых движущие. Кузов тепловоза капотного типа. В нем расположены машинное отделение и кабина машиниста, отсек для установки аккумуляторов, холодильная камера. В кабине машиниста смонтирован пульт для контроля и управления работы устройств тепловоза, также есть шкаф электроаппаратуры, ручной тормоз, два вентилятора, калорифер, обогреватель пола, шкаф для продуктов, мягкие кресла и установлена радиостанция. В задней части тепловоза есть отсек для размещения АКБ и воздушных резервуаров.
На тепловозе установлен дизель 6ЧН 21/21 четырехтактный с рядным расположением цилиндров, водяного охлаждения,с турбинным наддувом и холодильником наддувочного воздуха. Запускают двигатель электростартером.
Тепловоз ТГМ4 оснащен УГП (унифицированной гидропередачей), которая соединена с дизелем через эластичную муфту. Гидропередача позволяет осуществить два режима для движения: поездной и маневровый и конечно реверсирование на каждом режиме.
Для обеспечения пневматического оборудования воздухом, на тепловозе установлен компрессор ПК-35, который приводится во вращение от дополнительного вала отбора мощности через упругую муфту, но иногда вместо ПК-35 устанавливают компрессор ПК 3,5
При неработающем двигателе на ТГМ4 для питания электрических цепей управления, освещения, питания электродвигателей, пуска дизеля предусмотрены аккумуляторные батареи. После запуска дизеля начинается зарядка АКБ от двухмашинного агрегата, которой установлен на гидропередаче и приводится в движение от вала отбора мощности УГП через ременную передачу.