Тепловоз ТЭМ2
Описание
Тепловоз ТЭМ2 с электропередачей служит для выполнения маневровой работы, но может быть использован и для магистральной службы.
Оборудование тепловоза смонтировано на главной раме, которая установлена на двух трехосных тележках. Масса главного строения передается на каждую тележку через четыре опоры скольжения. Тяговое усилие от тележек на главное строение передается через два шкворня, расположенных по центрам тележек. Конструкция передней и задней тележек отличается только наличием на задней тележке привода скоростемера на правой буксе средней оси. Все оси тележек ведущие.
Кузов тепловоза (капотного типа) состоит из пяти основных частей: холодильной камеры, кузова над двигателем, кузова над аппаратной камерой, кабины машиниста и кузова над аккумуляторным помещением. Кузов над двигателем (съемный) и кабина машиниста имеют термо- и шумоизоляцию. Для доступа к агрегатам и узлам тепловоза, а также для монтажных работ в кузове имеются боковые двери и люки в крыше.
В кабине машиниста расположен пульт, на котором установлены приборы управления, а также контрольно-измерительные приборы, характеризующие работу силовой установки. Кроме того, в кабине имеется оборудование, создающее удобство управления одним машинистом без помощника.
Для обогрева в зимнее время в кабине установлены калорифер и батарея обогрева ног машиниста. В аппаратной камере, расположенной перед кабиной машиниста, установлены электрические аппараты.
В дизельном помещении размещены дизель-генератор, компрессор и другие вспомогательные агрегаты.
Дизель-генераторная установка является источником постоянного тока. Электрический ток поступает в электродвигатели, приводящие в движение колесные пары через зубчатую передачу.
Тяговый генератор предназначен также для пуска дизеля. При этом генератор работает в режиме электродвигателя, получая питание от аккумуляторной батареи, расположенной в отдельном помещении за кабиной машиниста. Аккумуляторная батарея служит также для освещения тепловоза на стоянках. От вала тягового генератора вращающий момент передается через муфту компрессору и через клиноременные передачи на привод двухмашинному агрегату и вентилятору охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки тепловоза.
Характеристики
Параметр | Значение |
Основные характеристики | |
Мощность дизеля, л.с. | 1200 |
Осевая характеристика | 30-30 |
Служебный вес*, тс | 120 |
Род передачи | Электрическая |
Нагрузка от оси на рельсы, тс | 20 |
Конструкционная скорость, км/ч | 100 |
Скорость при продолжительном режиме, км/ч | 11,1 |
Сила тяги при продолжительном режиме, тс | 20,4 |
Колесная база тележки**, мм | 4200 |
Расстояние между шкворнями тележек секций, мм | 8600 |
Минимальный радиус проходимых кривых, м | 80 |
Габаритные размеры тепловоза, мм: | |
длина (по осям автосцепок)*** | 16970 |
ширина | 3120 |
высота (от головки рельсов) | 4355 |
Запасы, кг: | |
топлива | 5400 |
масла для дизеля и гидропередачи | 430 |
воды | 1050 |
песка | 2000 |
Год постройки опытного образца | 1960 |
Серийный выпуск | 1968 |
В числителе - при маневровом режиме, в знаменателе — при поездном режиме. * — служебный вес (с 2/3 запаса топлива, песка, полным запасом масла и воды) и нагрузка от оси на рельсы даны расчетные, практически допускают отклонения +-3%. ** — диаметр колес всех тепловозов широкой колеи 1050 мм (кроме ТГК и ТКГ-2 — 900 мм), узкой колеи 600 мм (кроме ТУ-2 и ТУ-3, где диаметр колес соответственно 900 и 750 мм). *** — для узкоколейных тепловозов — длина по буферам. |
Модификации
-
ТЭМ2А - Экипажная часть тепловоза приспособлена как для колеи шириной 1520 мм, так и для 1435 мм без замены тележек. Причем индекс "А" остался даже при производстве ТЭМ2У.
- ТЭМ2М - Первый опытный тепловоз ТЭМ2М-001, на котором в отличие от тепловоза ТЭМ2 вместо дизеля ПД-1М был установлен дизель 2-6Д49 Коломенского тепловозостроительного завода, был выпущен в 1974 году. Начиная с 1984 года Брянский машиностроительный завод стал в небольшом количестве выпускать тепловозы ТЭМ2М с целью накопления эксплуатационного опыта. В конструкцию локомотива были внесены изменения, обусловленные применением другого дизеля. С 1983 года ТЭМ2М выпускался с кузовом аналогичным ТЭМ2У (с номера 068). Всего выпущено 286 тепловозов этой серии. Поставлялись они только промышленным предприятиям.
- ТЭМ2Т - Модификация предназначеная для эксплуатации в местностях с тропическим климатом.
- ТЭМ2У - В конце 1978 года Брянский машиностроительный завод построил опытный тепловоз ТЭМ2У (под номером 001), который в отличие от тепловозов ТЭМ2 имел измененную форму капота и кабины машиниста, а также ряд новых устройств (новый пульт управления, глушитель шума, улучшенную теплоизоляцию и др.). На тепловозе улучшена конструкция дизель-генератора, рессорного подвешивания, предусмотрен электрический подогрев воды в системе охлаждения. Сцепная масса тепловоза увеличена до 123,6 т. Тепловозы ТЭМ2У были рассчитаны как на колею 1524, так и на колею 1435 мм (серия ТЭМ2А). С 1984 года завод начал серийное изготовление тепловозов ТЭМ2У (с номера 8002).
- ТЭМ2УС - После проведения в 1976 году испытаний тепловоза ТЭМ2-1983, у которого одна из тележек была оборудована электромагнитными устройствами, предназначенными для увеличения силы сцепления колес с рельсами, по заказу МПС Брянский машиностроительный завод в 1978 году изготовил опытный тепловоз ТЭМ2УС-0001. На тележках этого тепловоза были установлены электромагниты, магнитный поток которых проходил через колеса и рельсы и создавал притяжение бандажей к головкам рельсов. Тепловоз ТЭМ2УС-0001 испытывался ВНИТИ, однако решение о дальнейшем оборудовании тепловозов электромагнитной системой увеличения силы сцепления принято не было.
- ТЭМ2Т - Для решения вопроса о целесообразности применения электрического торможения на тепловозах ТЭМ2 в 1985 году БМЗ изготовил два опытных тепловоза ТЭМ2Т, на которых были установлены тормозные резисторы и необходимые аппараты, позволяющие применять этот вид торможения. Тепловозы поступили для опытной эксплуатации в депо Брянск.
- ТЭМ2УМ - В 1988 году БМЗ параллельно с тепловозами ТЭМ2У начал выпуск модели ТЭМ2УМ с дизель — генераторами 1ПД-4А. Первый тепловоз серии ТЭМ2УМ был оснащен дизель — генератором 1ПДГ-4 с увеличенной мощностью (1400 л.с. вместо 1200 л.с.). В рамках серии ТЭМ2УМ также было выпущено 5 тепловозов со штатным электродинамическим тормозом, которые индексировались, как ТЭМ2УМТ. Всего с 1988 по 2000 год выпущено 1084 тепловоза этой серии. Поставлялись они как промышленным предприятиям, так и МПС.
- ТЭМ2Э - Модификация для поставок на экспорт.
История
В 1959 году на Брянском машиностроительном заводе был разработан проект усиленного тепловоза серии ТЭМ1. Для этого тепловоза Пензенским дизельным заводом на базе дизеля 2Д50 разработан более мощный дизель ПД1 (Пензенский дизель, 1-й тип).
В 1960 году завод выпустил два, а в 1961 г. еще один маневровый тепловоз повышенной мощности, которые получили обозначение серии ТЭМ2.
Конструкция кузова у этих тепловозов незначительно отличается от кузова тепловозов ТЭМ1 первых выпусков: боковые стенки кабины машиниста выполнены без наклона для лучшего обозрения пути. Кроме замены дизеля был заменён главный генератор и внесён ряд других изменений.
Первые тепловозы ТЭМ2 поступили для эксплуатации в депо Лихоборы и депо им. Ильича Московской дороги.
В процессе выпуска тепловозов ТЭМ2 в их конструкцию вносились изменения:
с № 0004 незначительно изменилась конструкция электродвигателей, применены контроллеры машиниста, главные рукоятки которых имеют восемь ходовых позиций
с № 0016 изменены электродвигатели и тележки
с № 0017 введены специальные шины для подключения силовых цепей при испытаниях, плавкие предохранители в цепях управления и освещения заменены автоматами
с № 028 изменено передаточное отношение редуктора
с № 053 установлены розетки для ввода тепловоза в депо от стационарного источника тока
с 1968 года на тепловозах устанавливался модернизированный дизель ПД-1М
с № 250 высоковольтная камера приварена к главной раме кузова (ранее были болтовые соединения)
с № 300 введена система автоматического пуска дизеля
с № 500 устанавливалась система автоматической локомотивной сигнализации
с № 763 цепи управления позволяют работать двум тепловозам по системе многих единиц
с № 943 сокращено количество секций для охлаждения воды (с 16 до 12)
с № 1145 установлено оборудование для управления локомотивом одним машинистом
После выпуска нескольких доработанных партий тепловозов с 1963 по 1966 год БМЗ, начиная с 1967 года, перешел к серийной постройке тепловозов ТЭМ2. С 1969 года по 1979 год, параллельно с БМЗ тепловозы ТЭМ2 строит Ворошиловградский тепловозостроительный завод.
Тепловозу ТЭМ2-580 выпуска 1970 года первому из локомотивов присвоен государственный Знак качества.
С 1960 по 1975 год БМЗ изготовлено всего 2160 тепловозов ТЭМ2, в том числе для МПС 2160, Ворошиловградским заводом изготовлено 1000 тепловозов, в том числе для МПС 578. На 1 января 1976 года на железных дорогах СССР находилось 1816 тепловозов ТЭМ2 и ТЭМ2А (модификация с возможностью переделки на колею 1435 мм).
С 1982 года тепловозы ТЭМ2 (с номера 7244) выпускаются с кузовом аналогичным ТЭМ2У.
Брянский машиностроительный завод прекратил выпуск тепловозов семейства ТЭМ2 в 2000 году (последний номер 7870).
Тепловозы серии ТЭМ2 также поставлялись в Монголию, Польшу и на Кубу. В Польше они получили обозначение SM48 и были закуплены с 1976 года в количестве 130 машин. Для промышленных предприятий Польши тепловозы поставлялись все-таки с обозначением ТЭМ2 (TEM2).
Сегодня это, наряду с чехословацким ЧМЭ3, самый распространенный маневровый тепловоз на территории бывшего Союза.
Более четверти века ТЭМ2 экспонировался на ВДНХ.
Всю интересующую информацию Вы можете получить у наших менеджеров