Тепловозы
Тепловоз 2М62
История создания тепловоза
В 1976 г. на Ворошиловградском заводе был построен первый образец двухсекционного тепловоза 2М62, созданного на базе М62. В том же году начался серийный выпуск этих машин.
По всей видимости, тепловозы 2М62 рассматривались МПС, с одной стороны, как способные заменить стареющие ТЭ3, особенно на линиях со средней грузонапряжённостью (где мощность 2ТЭ10Л,В и 2ТЭ116 была бы явно избыточной). С другой стороны - в качестве временной меры, в условиях, когда тепловозы типа ТЭ10 с дизелями 10Д100 уже считались бесперспективными, а доводка новых 2ТЭ116 затягивалась на неопределённое время.
Тепловоз 2М62 (заводское обозначение 2133) состоит из двух секций, каждая из которых по конструкции, в целом, мало чем отличается от односекционного тепловоза М62. Основное отличие - в связи с постоянной работой в двухсекционном варианте отсутствует вторая кабина управления в секции (со стороны холодильника - бывшая кабина "Б" на М62). Всё оборудование, размещавшееся в этой кабине, было ликвидировано, а само пространство бывшей кабины фактически превратилось в тамбур для перехода в смежную секцию; вместо лобовых окон смонтирована переходная площадка с дверью. Как и в случаях с другими сериями отечественных тепловозов, секции тепловоза 2М62 обозначаются как "А" и "Б", конструктивно идентичны между собой, и при необходимости могут работать самостоятельно.
Соответствующие изменения, обусловленные отсутствием второго поста управления в секции, были внесены в электрические и пневматические схемы. Кроме того, на тепловозах 2М62 стали устанавливаться полнопоточные фильтры тонкой очистки масла (ФТОМП), была изменена схема аварийного питания дизеля топливом (вместо клапана аварийного питания установлен бак), а также применены некоторые новые типы деталей и узлов, электрических аппаратов, и др.
В общей сложности за период 1976-1987 г.г. на Ворошиловградском заводе был изготовлен 1261 тепловоз серии 2М62 (№№0001-1261). Последние тепловозы №№1260 и 1261 были построены в декабре 1987 г. (сданы МПС уже в следующем, 1988 г.)
На тепловозах 2М62 самых первых выпусков в задней части секции, в районе ликвидированной кабины управления ещё устанавливалась пара входных дверей, а внутри здесь оставалась стенка (бывшая задняя стенка кабины, с дверью) и привод ручного тормоза. Входные двери в задней части секции имелись на 2М62 до №0069 (включительно) и на №0071 (она последняя четырёхдверная). На тепловозах №0070 и с №0072 таких дверей нет, взамен появилось только откидное окно для доступа к приводу зачехления жалюзи холодильника, а внутри исчезла и перегородка, и ручник.
Из других наиболее заметных особенностей изменения внешнего вида тепловозов 2М62 в ходе их серийного выпуска можно отметить следующие:
- изменение расположения и типа заводских табличек: вначале, где-то в интервале №№0094...0112 вместо двух табличек на секции осталась только одна (с правой стороны кузова у рабочей кабины); затем (с №0325) стала устанавливаться прямоугольная заводская табличка вместо прежней ромбовидной;
- применение унифицированных дверей (с 0250-х номеров);
- изменение конструкции путеочистителя (с 0540-х номеров - регулируемый по высоте установки);
- применение унифицированных ("квадратных") буферных фонарей (с 0750-х номеров);
- изменение конструкции переходной площадки (№0923 - брезент, №0924 - резина);
- изменение конструкции лобовых "составительских" поручней (№1002 - штырьевые, №1003 - скобчатые);
- перенос свистка и тифона с крыши под кузов (с №1059);
- изменение цвета фона номерной таблички (с №1215) - чёрный вместо красного.
Самые первые тепловозы серии 2М62 поступили на Прибалтийскую (№№0001-0009, 0011-0021, 0027-0031 - депо Вильнюс) и Октябрьскую ((№№0010, 0022-0026, 0032-0041 - депо Великие Луки и Бологое) железные дороги. На Белорусскую ж.д. (депо Брест) попали №№0069-0074 и 0079-0083. На Украине первыми стали 2М62 №№0096-0100 и 0103-0106 (депо Ковель ЛЬВ ж.д.)
Технические данные
- Мощность дизеля локомотива: 2000 л.с.
- Конструкционная скорость: 100 км/ч
- Дизель: 14Д40 (после капитального ремонта обычно ставится дизель 2Д49)
- Масса (одной секции): 120т
- Нагрузка на ось: 20т